Как не регистрировать СМИ

Является ли СМИ таковым, если оно не зарегистрировано?

Статьей 2 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» определено понятии СМИ. Для того чтобы средства массовой информации называлось таковым, оно должно соответствовать признакам, перечисленным в данной статье. Например, печатное СМИ будет таковым, если оно содержит 4 признака:

 - периодичность

 - постоянное название

 - текущий номер

 -  выходит в свет не реже одного раза в год

Печатное издание, не попадающее под эти признаки, не будет являться средствам массовой информации и не подпадает под действие Закона РФ «О СМИ».

Факт наличия или отсутствия регистрации средства массовой информации не является обязательным для существования средства массовой информации.

Исключение составляет сайт. В соответствии со статьей 8 Закона РФ «О СМИ», сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", не зарегистрированный в качестве средства массовой информации, средством массовой информации не является.

Также закон «О СМИ» статьей 12 предусматривает случаи, когда средство массовой информации освобождено от регистрации.

Не требуется регистрация СМИ:

- средств массовой информации, учреждаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов;

- периодических печатных изданий тиражом менее одной тысячи экземпляров;

- радио- и телепрограмм, распространяемых по кабельным сетям, ограниченным помещением и территорией одного государственного учреждения, учебного заведения или промышленного предприятия либо имеющим не более десяти абонентов;

- аудио- и видеопрограмм, распространяемых в записи тиражом не более десяти экземпляров.

В вышеперечисленных случаях редакция средства массовой информации имеет право осуществлять свою деятельность в соответствии с законом «О СМИ» без регистрации. Вмести с этим, по желанию освобожденное от регистрации СМИ может быть зарегистрировано в общем порядке.

Как не регистрировать печатное СМИ

Иногда сначала необходимо опробовать вновь учреждаемое печатное издание если нет времени ждать месячного срока регистрации, чтобы начать выпуск печатного издания.

Учитывая изложенное выше, чтобы законно не регистрировать печатное средство массовой информации, необходимо предусмотреть отсутствие одного из четырех  признаков  печатного СМИ или «подогнать» печатное СМИ под случай, когда оно освобождено от регистрации.

Приведем несколько примеров. Не будет являться СМИ:

Издание, выпущенное единичным тиражом любого объема.

Издание, выпущенное 2-мя и более тиражами любого объема с интервалом более 1 года

Издание, выпущенное 2 – мя и более тиражами любого объема, название которого постоянно меняется. Так, к примеру, название «Закон и СМИ» может меняться с каждым тиражом на «Закон  и СМИ +», «Закон & СМИ», «СМИ и Закон» и т.д.

Издание с высокой периодичностью и тиражом 999 экземпляров. Так, ежедневная 4-х полосная газета тиражом 999 экземпляров идентична по объему еженедельной 24-х полосной газете с тиражом 6993 экземпляра.

Издание, у которого отсутствует текущий номер.

Существуют и другие законные варианты, чтобы не регистрации периодическое печатное издание хотя бы на первое время.

О правах и обязанностях незарегистрированных СМИ

Законодательство определяет ряд прав и обязанностей для редакций средств массовой информации, главных редакторов, учредителей, журналистов. К ним относятся принятие устава редакции, отправка обязательных экземпляров СМИ, статус журналиста и многое другое.

Печатные издания, которые не подпадают под определение периодического печатного средства массовой информации, установленное в ст. 2 закона «О СМИ», не имеют прав и обязанностей, предусмотренные данным законом.

Не зарегистрированные периодические печатные издания, которые освобождены от регистрации в силу ст. 12 Закона «О СМИ» (включая тиражность 999 экземпляров и менее), обладают правами и обязанностями, предусмотренными Законодательством в сфере массовых коммуникаций. В редакции таких средств массовой информации должен быть главный редактор, редакции должны принять устав редакции, отсылать обязательные экземпляры  каждого тиража, уполномоченные сотрудники редакции обладают статусом журналиста, редакция может посылать редакционные запросы в организации и т.д.

Так как отсутствует свидетельство о регистрации средства массовой информации, факт наличия статуса СМИ подтверждается  первичной документацией СМИ – уставом редакции, заменяющим устав редакции договором.

Вход на сайт


  • Регистрация
  • Забыли пароль?