О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию

Ответственность за несоблюдение законодательства в сфере защиты детей для СМИ

За нарушение порядка распространения среди детей продукции СМИ, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию предусмотрена ответственность ч. 2 ст. 13.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:

на граждан - от 2000 до 3000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.

на должностных лиц - от 5000 до 20000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.

на юридических лиц - от 20000 до 200000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.

К ответственности может быть привлечен как производитель продукции, так и распространитель. Виновник будет определяться в каждом конкретном случае исходя из имеющихся доказательств в распоряжении административного органа.

К административной ответственности может быть привлечен главный редактор СМИ (должностное лицо). В случае, если редакция является юридическим лицом, в соответствии с уставом редакции, к ответственности также будет привлечено юридическое лицо.

Если в редакции не назначен главный редактор СМИ, то ответственность ложиться на учредителя СМИ (соучредителей). К административной ответственности может быть привлечено юридическое лицо — держатель лицензии на вещание, если в ходе разбирательства будет установлена его вина.

Кто и как проверяет

Надзор за соблюдением законодательства в сфере защиты детей от информации, в части редакционной деятельности и соответствия материалов СМИ, осуществляет Роскомнадзор и его территориальные органы, в части рекламы в СМИ - Антимонопольная служба и ее территориальные органы.

Контроль ведется в ходе

  • Плановых и внеплановых проверок лицензиатов-вещателей.

  • Плановых и внеплановых мероприятий систематического наблюдения и мониторинга продукции средств массовой информации.

  • Рассмотрения обращений граждан и юридических лиц, на основании информации, подтвержденной документами, поступающими в административный орган.

При проведении проверочных мероприятий на предмет соблюдения положений Федерального Закона от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» проверяется:

1. Присутствует ли информация, предусмотренная ст. 5 ФЗ 29.12.2010 №436-ФЗ.

В случае, если такая информация присутствует, то

1.1. Соответствует ли знак информационной продукции в материале СМИ и в рекламе информационной продукции.

1.2. Присутствует ли знак информационной продукции в выходных данных СМИ.

2. Опубликована ли (транслируется в эфире) программа телевизионных и радиопередач. В случае, если такая публикация присутствует

2.1. Содержит ли программа теле и радиопередач соответствующие знаки информационной продукции.

Нарушения, которые могут быть допущены:

  • Отсутствие маркировки если маркировка обязательна: в информационном материале СМИ, рекламе информационной продукции, при указании выходных данных.

  • Несоответствие маркировки в сторону уменьшения, если маркировка присутствует.

  • Отсутствие маркировки в опубликованных программах теле и радиопередач.

  • Несоответствие маркировки в опубликованных программах теле и радиопередач.

Кто определяет возрастную категорию

В соответствии с п.1 ст. 6 Федерального Закона от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций.

Административным органам не дано право оценивать возрастную категорийность информационной продукции. При наличии признаков нарушения Федерального Закона от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ административному органу необходимо направить материал информационной продукции на экспертизу.

Для привлечения к административной ответственности в случае неуказания категорийности информационной продукции в программах теле и радиопередач заключение эксперта может не требоваться.

Освобождение от соблюдения законодательства

В соответствии с п. 4 ст. 11 Федерального Закона от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от его соблюдения освобождены

1. общественно-политические и производственно-практические печатные издания.

Федеральный закон не раскрывает какие СМИ считаются общественно-политическими и производственно-практическими СМИ.

Роскомнадзором при участии экспертного сообщества сформулировано понятие общественно-политического издания

«Издание, специализирующееся на распространении информации общественно-политического характера, это периодическое печатное издание или сетевое издание, преимущественное содержание которого составляет информация, освещающая актуальные социально-значимые вопросы и события общественной, политической, экономической, культурной жизни Российской Федерации, других стран, в том числе проблем внутренней, внешней или международной политики, путем публикации новостей, статей, мнений, интервью, критических, сатирических материалов, обзорной, аналитической, статистической и (или) иной информации по какой-либо из указанных тем»

В некоторых случаях можно ориентироваться на ГОСТ 7.60.2003, где даны определения для журналов.

В соответствии с данным ГОСТом

  • Общественно-политический журнал - это журнал, содержащий статьи и материалы актуальной общественно-политической тематики, предназначенный для широких кругов читателей. Он может содержать сатирические и юмористические произведения, материалы отраслевого и научно-популярного характера. Эти издания могут быть предназначены молодежи, женщинам, специальным категориям читателей.

  • Производственно-практический журнал - журнал, содержащий статьи и материалы по технологии, технике, экономике, организации производства или практической деятельности, методические разработки и др., предназначенный работникам определенной отрасли.

2. Телепрограммы, телепередачи, выходящие в прямом эфире.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О СМИ» «Правила, установленные Законом «О СМИ» и другими законодательными актами Российской Федерации для телепрограммы, радиопрограммы, применяются в отношении телеканала, радиоканала, если иное не установлено настоящим Законом».

3. Материалы, имеющие значительную историческую, художественная, иную культурную ценность.

Некоторые полезные НПА для СМИ, регулирующие применение законодательства в сфере защиты детей от информации

  • Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"
  • Федеральный закон от 14 июня 2011 г. № 142-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования в сфере средств массовой информации"
  • Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1"О средствах массовой информации"
  • Статья 6.17 КоАП РФ
  • Часть 2 ст. 13.21 КоАП РФ
  • Распоряжение Правительства РФ от 16 марта 2011 г. № 427-р Об утверждении плана мероприятий по реализации Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"
  • Рекомендации по применению Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"
  • Временный порядок рассмотрения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций документов по аккредитации экспертов и экспертных организаций на право проведения экспертизы информационной продукции (утв. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций)  

Вход на сайт


  • Регистрация
  • Забыли пароль?