Как проверяет Роскомнадзор

Направления Надзора

Как работает Роскомнадзор

Не у всех есть достаточно времени изучать большое количество нормативных правовых актов и разъясняющих писем Роскомнадзора, Прокуратуры и Минкомсвязи. Небольшая систематизированная информация ниже сэкономит Вам кучу времени.  

По большому счету работу Роскомнадзора и его территориальных управлений в части контроля и надзора за подконтрольными организациями можно разделить на 3 большие части.

  1. Проведение проверок (во взаимодействии с проверяемым лицом).
  2. Проведение мероприятий систематического наблюдения (данные мероприятия проводятся без взаимодействия с проверяемым лицом).
  3. Пресекательные меры по результатам рассмотрения жалоб и обращений физический лиц, юридических лиц, органов государственной власти, в том числе других надзорных органов, а также по результатам радиоконтроля радиочастотной службы.

Рассмотрим подробнее.

Проведение проверок

Проверки Роскомнадзором проводятся в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». (далее по тексту «294-ФЗ» или «294»)

Порядок проведения проверок должен строго соответствовать положениям данного закона. Казалось бы просто: «Читай закон и все!» Вместе с этим, по применению 294 закона принято немало поясняющей документации, следует также и учитывать специфику сферы деятельности Роскомназора. Если собрать воедино информацию о проверках Роскомназора и выделить главное, то получается следующее.

Проверки Роскомнадзора делятся на:

а) плановые и внеплановые;

б) документарные и выездные.

в) однотерриториальные и многотерриториальные.

Проверки Роскомнадзора 2

Таким образом, проверки Роскомнадзора могут быть плановые выездные однотерриториальные, плановые документарные однотерриториальные , плановые выездные многотерриториальные и т.д.

На сегодняшний момент, исходя из плана проверок Роскомнадзора, наиболее часто проводимые проверки Роскомнадзора – это однотерритриальные плановые выездные проверки.

Организация и проведение плановой проверки осуществляется в соответствии со ст.9 «294-ФЗ».

Организация и проведение внеплановой проверки осуществляется в соответствии со ст. 10 «294-ФЗ».

В соответствии с п. 11 ст.9 и п. 4 ст. 10 «294-ФЗ» плановая и внеплановая проверка разделяются на документарную и выездную.

Понятие одно и многотериториальных проверок возникло, исходя из смысла п.1 и п. 2 ст. 9 «294-ФЗ», а также других положений данного федерального закона.

Дело в том, что Федеральным законом установлено, что юридическое лицо не может быть проверено не чаще чем раз в три года. Юридическое лицо в своем составе может иметь филиалы и представительства, вести деятельность на территории нескольких субъектов Российской Федерации.

Проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проводят территориальные Управления Роскомнадзора, полномочия которых распространяются только на один субъект Российской Федерации.

Для того, что бы охватить и проверить деятельность всего субъекта надзора, в случае если его деятельность осуществляется на территории нескольких субъектов Российской Федерации, одно управление Роскомнадзора назначается головным, другие территориальные Управления проводят проверку под руководством этого головного Управления. Эти проверки и называются многотерриториальными. Многотерриториальные внеплановые проверки могут проводиться, например, для контроля устранения нарушений по ранее выданному предписанию, если нарушении в предыдущей плановой многотерриториальной проверке выявлено на территории нескольких субъектов РФ. Для сведения можно ознакомиться с порядком проведения многотерриториальных проверок Роскомназора. Как правило, головным управлением назначается то, на территории которого субъект надзора зарегистрирован в налоговой инспекции, т.е. по адресу местонахождения.

В случае если территориальное управление Роскомнадзора проводит проверку в пределах одного субъекта РФ, такая проверка называется однотерриториальная.

Перечень плановых проверок Роскомнадзора можно посмотреть на официальном сайте.

Проведение мероприятий систематического наблюдения

Понятие мероприятий систематического наблюдения включает в себя все методы контроля Роскомнадзора, которые проводятся без взаимодействия с проверяемым лицом. Важно понимать: мероприятия систематического наблюдения не являются проверками в понимании 294 закона. Раньше в Роскомнадзоре мероприятия систематического наблюдения назывались «дистанционным контролем».

Федеральный закон от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц …» не распространяется на действия Роскомнадзора, проводимые без взаимодействия с проверяемым лицом. Это прямо следует из ст.3 «294-ФЗ»:

Положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля … и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора)…».

Учитывая вышеизложенное, нет законодательных ограничений на проведение мероприятий систематического наблюдения.

Теоретически, в отношении одного юридического лица такие мероприятия можно проводить хоть каждый день. Практически же, мероприятия систематического наблюдения, также как и проверки, разделены Роскомнадзором на плановые и внеплановые. Плановые мероприятия систематического наблюдения планируются к проведению в предыдущем году на весь последующий год, план утверждается руководителем Роскомнадзора. Перед каждым плановым мероприятием систематического наблюдения руководителем территориального управления Роскомнадзора издается приказ, форма которого установлена руководителем Роскомназора. По результатам мероприятия составляется соответствующий акт систематического наблюдения, один экземпляр которого направляется лицу, в отношении которого оно проводилось.

Внеплановые мероприятия систематического наблюдения проводятся тоже на основании приказа по мотивированному решению руководителя территориального Управления. Вмести с этим, если заранее известно, что организация нарушает, обосновать такое решение, скорее всего, не составит труда.

На данный момент мероприятия систематического наблюдения проводятся в отношении операторов связи, вещателей, редакций средств массовой информации.

При проведении систематического наблюдения Роскомнадзор использует измерительные приборы (анализаторы спектра, измерительные комплексы…), средства аудиовидеозаписи при контроле за вещателями. Возможны запросы о предоставления информации в организации, которое связаны с лицом в отношении которого проходит систематическое наблюдение. При контроле за печатными средствами массовой информации просматриваются печатные издания, которые могут находится в распоряжении Роскомнадзора законно (подписка, библиотека …).

Пресекательные меры

К пресекательным мерам относится непосредственное составление протоколов об административных правонарушениях органом Роскомнадзора при поступлении информации, содержащей факты и доказательства административного правонарушения. Естественно, что протокол может быть составлен по тем статьям Кодекса, по которым должностные лица Роскомнадзора уполномочены составлять протоколы. Перечень таких статей, а также удобную и краткую информацию по протоколам и штрафам Роскомнадзора можно здесь.

Конечно, в случае поступления фактов с признаками административного правонарушения, Роскомнадзором может быть проведена проверка или мероприятие систематического наблюдения для проверки фактов или получения дополнительных доказательств. Эти случаи тогда уже не относятся к рассматриваемому разделу о пресекательных мерах, смотрите соответствующие разделы выше.

Откуда может взяться такая информация?

В Роскомнадзор, а также в территориальные управления Роскомнадзора рассматривают обращения граждан и юридических лиц, обратившихся с жалобами на нарушения их прав и интересов. Зачастую такие обращения сопровождаются различными сведениями и документами, которые могут подтверждать административную ответственность оператора связи, вещателя или другого субъекта надзора Роскомнадзора.

В Роскомнадзор также может поступать информация с признаками или фактами административных правонарушений из других органов власти (прокуратура, антимонопольная служба, Роспотребнадзор…), радиочастотной службы после проведения мероприятий по радиоконтролю.

Сведения, являющиеся доказательством административного правонарушения, могут быть получены самим Роскомнадзором в отношении какого-либо субъекта надзора при проведении проверки или мероприятия систематического наблюдения в отношении какого-либо другого субъекта надзора.

Единым остается одно. Составляется протокол об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях. Доказательства приобщаются к административному делу.

Вход на сайт


  • Регистрация
  • Забыли пароль?